Применение светодиодных ламп для организации освещения в школе позволяет не только экономить электроэнергию, но и придерживаться уровней и нормативов, указанных в действующих «Санитарных правилах и нормах».
Что говорит современная наука?
Чтобы рассчитать эти показатели, была проделана колоссальная работа: измерялись реакции нервной и вегетативной системы, возбудимость зрительного нерва, показатели трудоспособности, утомляемости и т. д. Но некоторые специалисты считают, что эти нормативы сегодня уже устарели и нуждаются в пересмотре. Споры о параметрах освещения ведутся давно, и в последнее время они стали звучать еще громче из-за развития технологий и методов исследования цветосветовой среды, а также многочисленных открытий в области фотобиологии, медицине, психологии и т. д.
Согласно СанПиНу, а именно положению об «Искусственном и естественном освещении» СНиП 23-05-2010, для комфортной и продуктивной работы уровень освещенности рабочей поверхности письменного стола или парты должен составлять не менее 400 Лк, показатель дискомфорта (ослепленности) — не превышать 15%, а коэффициент колебаний светового потока — 10%.
Так, к примеру, недавно ученые, анализируя реакцию учеников 4–11 класса обычной московской школы на различные источники света, пришли к выводу, что современная LED-лампа — один из самых подходящих осветительных приборов для кабинета. Суть эксперимента заключалась в измерение уровня утомляемости школьников, работающих в течение дня под той или иной лампой. Больше всего жалоб школьники высказали по поводу люминесцентного освещения, а светодиодная лампа, по их мнению, напротив, положительно повлияла на работоспособность и концентрацию внимания.
Преимущества светодиодного освещения в школе
LED-лампа вырабатывает свет, характеристики которого соответствуют действующим нормам. Они одобрены Роспотребнадзором и подходят для организации освещения во всех помещениях школы: учебных классах, спортзале, коридорах.
По сравнению с люминесцентной лампой, коэффициент пульсации которой достигает 40%, светодиодная модель может похвастать показателем в 4%, что вписывается в допустимые для учебных учреждений 10%.
Несмотря на высокую стоимость, такие лампы очень экономичные, поскольку способны прослужить более 75000 часов без замены. При стандартном ежедневном восьмичасовом графике работы одна лампа может проработать до 34 лет.
В отличие от люминесцентных, не содержат опасных ртутных паров или фосфора, а потому не нуждаются в специальной утилизации. Работают бесшумно, а уровень световой температуры соответствует комфортному для человека дневному свету.
Ртутно-фосфорной лампе на включение потребуется до 1 минуты, а набрать полную мощность освещения она сможет лишь через 3–5 минут. Осветительный прибор со светодиодами моментально загорается, демонстрируя стабильные показатели свечения на протяжении всей работы.
Входящий в конструкцию LED-лампы рассеиватель из поликарбоната тяжело разбить. При сборке не используется стекло или хрупкая нить накаливания, так что считаются самыми безопасными.
В интернете можно встретить мнения, что холодный белый свет вредит глазам, но проведенные в московских школах исследования не подтвердили этой информации. Показатель лед-ламп в 5000 К приближает их яркость к естественному полуденному солнечному свету.
Благодаря таким характеристикам современные светодиодные лампы без сомнений можно назвать оптимальным вариантом для освещения школ. Для начала их повсеместного использования необходимо внести коррективы в действующее законодательство и нормативы, в том числе в СНиП 23–05–2010. в данный момент их установка может быть инициирована руководством школы или родительским комитетом.